Ни для кого не секрет, что на безопасность дорожного движения большое влияние оказывает уровень освещенности автомобильных дорог, а также мест стоянки транспортных средств. Поэтому при проектировании устройств наружного освещения уличных площадей, автомобильных дорог должны обеспечиваться следующие требования:

- нормированные величины количественных, качественных показателей осветительных остановок;
- рациональное использование электроэнергии, то есть экономичность
- надежность работы осветительных установок;
- удобство обслуживания и управления осветительными установками;
- безопасность обслуживающего персонала и населения.
Используемые в осветительных установках оборудование и материалы должны соответствовать требованиям стандартов, техническом напряжении сети, условиям окружающей среды. Все нормы, заданных основных показателей внешнего освещения, должны быть одинаковыми при любых источниках света, которые используются в осветительных установках, отвечать требованиям СНиП по проектированию естественного и искусственного освещения.
Основным нормативным документом Украины, регламентирующего нормы освещенности для уличного освещения, являются украинские строительные нормы и правила - ДБН В.2.5- 28-2006 "Естественное и искусственное освещение". Нормы освещенности обязательные для всех организаций, осуществляющих деятельность в области строительства и монтажа. Освещение улиц, площадей, автомагистралей, автомобильных дорог с регулярным транспортным движением в городской местности должно соответствовать требованиям освещенности согласно СНиП 23-05-95.

Требуемые значения яркости и освещенности дорожного покрытия улиц, площадей и дорог
По характеру требований к освещению все улицы и площади городов делятся на три категории:
А - скоростные дороги, магистрали общегородского значения и тому подобное;
Б - магистральные улицы районного значения, дороги грузового движения и тому подобное;
В - улицы и дороги местного значения.
Категория улиц |
Наименование объекта |
Наибольшая интенсивность движения в обоих направлениях, ед. / час. |
Средняя яркость покрытия *, L, кд / м2 |
Средняя горизонтальная освещенность покрытия, лк |
А |
Магистральные дороги, магистральные улицы общегородского значения |
Более 3000 |
1,6 |
20 |
От 1000 до 3000 |
1,2 |
20 |
От 500 до 1000 |
0,8 |
15 |
Б |
Магистральные улицы районного значения |
Более 2000 |
1,0 |
15 |
От 1000 до 2000 |
0,8 |
15 |
От 500 до 1000 |
0,6 |
10 |
Меньше 500 |
0,4 |
10 |
В |
Улицы и дороги местного значения |
500 и больше |
0,4 |
8 |
Меньше 500 |
0,3 |
6 |
* Кд / м2 - уровень освещенности на 1 квадратный метр, измеряется в канделах. Кандела (от лат. Candela - свеча) - единица силы света, одна из семи основных единиц Международной системы единиц (СИ). Определена как "сила света в заданном направлении источника, выпускает монохроматическое излучение". Международное обозначение - cd, украинское - кд.
Примечания:
1. Средняя яркость покрытия скоростных дорог независимо от интенсивности движения транспорта принимается 1,6 кд / м2 в черте города и 1,0 кд / м2 вне городов на основных подъездах к аэропортам, речным и морским портам.
2. Средняя яркость или средняя освещенность покрытия проезжей части в границах транспортного пересечения в двух и более уровнях на всех магистралях должна быть как на основной из них, так и на съездах и ответвлениях не менее 0,8 кд / м2, или 10 лк .
3. Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с покрытием из брусчатки, гранитных плит и других материалов регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности.
4. Уровень освещения улиц местного значения, примыкающих к скоростным дорогам и магистральным улицам, должен быть не менее одной трети от уровня освещения скоростной дороги или магистральной улицы на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания. Смотрите нашу статью про освещение магистралей.
5. На пешеходных переходах в одном уровне с проезжей частью улиц и дорог с интенсивностью движения более 500 ед / ч следует предусматривать нормы освещения не менее в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения проезжей части. Повышение уровня освещения достигается за счет изменения шага опор, установки дополнительных или более мощных световых приборов, использования освещенного покрытия на переходе и тому подобное.